ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

СВЯЩЕННИК ВЛАДИСЛАВ БОБИКОВ

Православный крест

Закон смерти непреложен. Приходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно. Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души и тела в утробе матери, так равно таинственно бывает и их разъединение.

СвечиПогребение человека во все времена сопровождалось приличествующими сему событию обрядами. Посредством погребальных обрядов живые надеялись облегчить умершему переход в иной мир и сделать его пребывание там по возможности счастливым. Естественно, что эти обряды отражали те представления о загробной жизни, какие имели совершавшие их люди.

Ту же цель преследует и обряд погребения Православной Церкви. В краткой статье нет возможности достаточно полно раскрыть все подробности и глубокий смысл составляющих его богослужебных действий и молитвословий. Мы рассмотрим лишь общие правила погребения православного христианина, а также обратим внимание на обычаи, ничего общего с христианским представлением о загробном мире не имеющими, но, к сожалению, часто встречающимися в повседневности.

Православные христиане издревле оказывают особое внимание останкам усопших братии по вере, ибо тело человека — это освященный благодатью Таинств храм живущего в нем духа (1 Кор. 6, 19). После кончины тело усопшего омывают чистой водой, облекают в чистые одежды и полагают во гроб. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Усопшего покрывают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Бумажный венчик символизирует тот неувядающий венец сла вы (1 Пет. 5, 4), который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди. В руки усопшему кладут небольшую икону или крест.

Обычай полагать в гроб с умершим платки, очки и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит.

До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтирь и совершать панихиды. Псалтирь может читать любой христианин, обладающий к тому необходимыми навыками. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение.

Перед выносом усопшего из дома его родственники, если у них есть достаточно усердия, могут пригласить священника, который совершит у гроба панихиду и, возглавив погребальную процессию, проводит останки до храма, где и должно быть совершено собственно отпевание.

Во время движения процессии некоторые делают остановки на перекрестках. Раньше во время таких остановок священник совершал краткие литии — моления о упокоении души усопшего. Они, собственно, и служили причиной остановок.

Совершенно бессмысленным является обычай бросать под ноги идущим пшено или иную крупу. Ни к чему переворачивать табуретки или скамейки, на которых стоял гроб. Бросать же вслед похоронной процессии землю, как это делается в иных местах, — просто кощунство. Неужели усопший не заслужил от нас на прощание ничего более, кроме кома грязи!

Все эти языческие обычаи продиктованы суеверным страхом: а вдруг покойник «вернется» и «заберет» еще кого-нибудь. Какое великое заблуждение и какой великий грех думать, что жизнь и смерть человека зависят от вовремя перевернутой табуретки.

Отпевание должно совершаться в храме, куда для этого и приносят гроб с телом почившего христианина. Так называемое «заочное отпевание» разрешается лишь как исключение (отсутствие в окружающей местности храма, невозможность найти останки умершего и тому подобное). В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешить перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви: в храме, или хотя бы пригласить священника для отпевания на дом.

Часто спрашивают: могут ли нести гроб усопшего его ближайшие родственники? Да, могут. Более того, в некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям, последний раз послужить им.

А вот ношение во время погребальной процессии венков — обычай не православный. В наше время обилие цветов и венков при погребении служит чествованию земной жизни усопшего, питает тщеславие, гордость, вызывает у окружающих зависть и иные неподобающие чувства, а ведь во время последнего пути христианина нужно думать не о его заслугах, а молить Бога о прощении его грехов, которые при жизни вольно или невольно совершает каждый человек.

Совершенно неуместна при христианском погребении и музыка. В православном храме за богослужением музыка не употребляется, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд. «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас!» — этими словами ангельского славословия сопровождается погребальное шествие. Оно как бы вводит душу усопшего в рай. Но что может чувствовать душа, когда последний земной путь ее оглашается пронзительными звуками труб, так напоминающими рев адского пламени!

Если храм, в котором совершалось отпевание, находится при кладбище, то проститься с почившим уместно именно в храме. Затем гроб закрывают крышкой, и погребальная процессия движется к месту захоронения. Впереди несут крест, который затем будет установлен на могиле, за крестом следует священник с кадилом, далее несут гроб, за гробом — родные и близкие усопшего. У могилы священник совершает литию, и под звуки церковных песнопений тело предается земле. Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме.

 

Истинно , истинно говорю вам : слушающий слово Мое и верующий в Послвшего Меня имеет жизнь вечную , и на суд не при х одит , но перешел от смерти в жизнь . Истинно , истинно говорю вам : наступает время , и настало уже , когда мертвые услышат глас Сына Божия и , услышав , оживут ( Ин . 5, 24 — 25).

Наступает время , в которое все , находящиеся во гробах , услышат глас Сына Божия ; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28 — 29).

Воля пославшего Меня Отца есть та , чтобы из того , что Он Мне дал , ничего не погубить , но все воскресить в последний день . Воля пославшего Меня есть та , чтобы всякий , видящий Сына и верующий в Него , имел жизнь вечную ; и Я воскрешу Его в последний день ( Ин . 6,39 — 40).

Не хочу же оставить вас, братия , в неведении об умерших , дабы вы не скорбели , как прочие , не имеющие надежды . Ибо , если мы веруем , что Иисус умер и воскрес , то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 13 - 14).

Христос воскрес из мертвых , первенец из умерших . Ибо , как смерть через человека , так через человека и воскресение мертвых . Как в Адаме все умирают , так и во Христе все оживут (1 Кор . 15, 20 - 22).

Никто из нас не живет для себя , и никто не умирает для себя ; а живем ли — для Господа живем ; умираем ли — для Господа умираем : и потому , живем ли или умираем , — всегда Господни . Ибо Христос для того и умер , и воскрес , и ожил , чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим . 14, 7 - 9).

 

Бросать в могилу металлические деньги не следует — это обычай языческий. Ошибочным является мнение, что живые цветы обязательно нужно убрать из гроба. Можно оставить с усопшим и икону, хотя в некоторых местах икону эту принято забирать и приносить в храм, где она находится в течение сорока дней по кончине.

После погребения обычно бывает поминальная трапеза. Она начинается с молитвы об упокоении души усопшего, молитвой и заканчивается. В постные дни стол должен быть постный. Водка и другие алкогольные напитки исключаются полностью. Смысл слова «помянуть» — вспомнить добродетели, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. У нас, к сожале-

нию, устроители «поминок» стараются удивить всех обилием закуски и питья, тогда как для души усопшего гораздо полезнее обилие молитв о нем.

Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и Церкви, стараются исполнить все известные им обычаи, связанные с погребением. Они забывают (или не знают?), что главное — это не «правильно» похоронить, а правильно подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской, чтобы предстал он пред Господом с очищенной от греховной грязи душой. Церковь молится о «в вере и покаянии скончавшихся», а значит самое важное, чтобы перед кончиной человек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христовых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл.

 

По гласу Сына распадутся гробы , восстанут мертвые и воспоют хвалу . Новое солнце воссияет над умершими , и из гробов своих вознесут они хвалу Христу . Христос , снисходивший для нашего искупления , придет и для нашего воскресения .
Преподобный Ефрем Сирин

Господь , соделавшись выкупом нашей смерти , собственным воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением положил путь всякой плоти и , будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу , в день Суда , по достоинству жизни , произнесет приговор над судимым .
Святитель Григорий Нисский

Как солнце не чужим светом рассеивает тьму , так в день воскресения праведники просветятся , ризою их будет свет , покровом их — сияние , и сами для себя соделаются они светозарными звездами .
Преподобный Ефрем Сирин

Таинники и самовидцы Слова , покорившие круг земной , ученики и Божественные апостолы Спасителя не вез причины , не напрасно и не вез пользы установили при страшных , пречистых и животворящих Таинах совершать поминовение о верных усопших , что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа и Бога твердо и Беспрекословно содержит с того времени и даже доныне , и до кончины мира содержать будет . Ибо вера христианская , чуждая заблуждений , ничего Бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки , но все полезное , Богоугодное и весьма спасительное .
Преподобный Иоанн Дамаскин

 

Следует знать, что умышленные самоубийцы лишаются христианского погребения. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно. Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился». Поэтому по церковным канонам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и церковного поминовения.

Если самоубийство совершено в припадке безумия, то отпевание такого человека совершается обычным порядком.

Само собой разумеется, что не отпевают в Церкви людей некрещеных. Но молиться о них можно — в простоте сердца, вручая по-

смертную участь скончавшихся вне познания Бога истинного беспредельному милосердию Божию, и просить Господа, чтобы Он, одному Ему известными судьбами, явил и им Свое милосердие и, насколько угодно Ему будет, даровал бы им ослабу и успокоение.

Преданием усопшего земле не заканчивается забота Церкви о нем. Церковь продолжает возносить молитвы об упокоении его души. В Православной Церкви этот обычай так же древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В постановлениях Апостольских находятся как молитвы за усопших, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой по кончине. Отцы и учители Церкви, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что Божественная литургия за умерших, или принесение о спасении их бескровной жертвы, есть самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией.

 

Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожностью , когда посмотришь на продолжительность Будущей славы , и все скорби от созерцания Безмерного Блаженства удаляются , как дым , истощившись до ничтожества , исчезнут и никогда не явятся , как угасшая искра .
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Огненное море приводит меня в смущение и ужас , и трепещу по причине злых дел , какие совершены мною . Да послужит для меня мостом через оное Крест Твой , Сын Бога Живого ; да отступит со стыдом геенна пред Телом Твоим и Кровию Твоею и да буду спасен щедротами Твоими.
Преподобный Ефрем Сирин

Богоглаголивые апостолы , освященные учители и духовные отцы , по достоинству их , Будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие исполнившую их восторга силу Его , Богодухновенны - ми устами Богодухновенно учредили Литургии , молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших , каковое обыкновение благодатию челове колюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД , на севере и юге , в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих .
Святитель Афанасий Великий

Ничего без рассуждения , ничего Бесполезного не предано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместною Церковию Божиею , но это есть дело весьма Богоугодное и полезное при Божественном и преславном Таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере .
Святитель Григорий Нисский

Конец и Богу слава!